Информация » Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте » Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей

Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей
Страница 1

Главная беда родителей — это слабые педагогические знания, проявление антипедагогических установок, которые даже в бла­гополучной семье действуют отрицательно на детей. К таким уста­новкам относятся:

переоценка истинных способностей, сил ребенка родителями и родственниками («Мой ребенок талантливее других!»);

семейное воспитание строится на ложной идее: детство долж­но быть без трудностей и постоянных обязанностей («Успеет, на­работается, успеет намучиться, когда большой вырастет!»);

стремление взрослых все лучшее дать ребенку («Нам, взрос­лым, необязательны фрукты, а ребенку так нужны витамины!»);

ложное мнение родителей о том, что главное воспитание да­ет школа («Нам некогда, мы работаем!»);

неправильное отношение к учебной работе ребенка («Мой ре­бенок умный, если он плохо учится, виноваты учителя!»);

вина за аморальность, пробелы в воспитании и недостатки пе­рекладываются на школу, «улицу», поскольку «в семье плохому не учат».

Причина антипедагогических установок лежит прежде всего в излишней родительской любви и в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний, в нежелании разобраться в сложном и противоречивом мире самого ребенка.

Эти типичные ошибки семейного воспитания дополняются ти­пичными недостатками в школьном воспитании:

стремление сломить сопротивление ученика педагогическим давлением с помощью угроз, наказаний, жалоб родителям;

поверхностное знание учителями особенностей школьника, принятие сложности и своеобразия его характера за трудновос­питуемость;

конфликтные отношения родителей с педагогами или ребенка с учителями;

злоупотребление словесными методами воздействия, неумение использовать методы переубеждения, переучивания, перестройки характера.

Естественно, что совершенствование школьного и семейного вос­питания невозможно без устранения указанных типичных ошибок.

Появление отрицательного является нередко следствием ин­тенсивного развития положительного в духовном мире личности. Развитие психики, как всякий диалектический процесс, противо­речиво по своей сущности. Переучивание, переубеждение, перестройка поведения вместе с общим ростом и развитием психики неизбежны в обычном воспитательном процессе. Переход к каждой возрастной ступени сопровождается определенной пероценкой своего прежнего состояния.

Известно, например, что в большинстве современных семей воспитываются один-два ребенка. Существует объективная опас­ность возникновения эгоцентризма у детей.

Семейная педагогика веками строилась на авторитете отца как главного воспитателя, и многие ее положения сегодня оказались неприменимыми. Решающее значение имеет перестройка воспита­тельных функций членов семьи в связи с активной социальной позицией женщины. Без всесторонних связей со школой семья сегодня не может положительно решать многие вопросы воспита­ния ребенка. Задача школы, семьи и общественности — активи­зировать зону ближайшего социального окружения, чтобы эффек­тивно действовали положительные общественные влияния, нейт­рализовались или уничтожались отрицательные. причины, вызывающие трудновоспитуемость, не действуют изолированно друг от друга. Никакая отдельно взятая причина не может фактически быть единственной: трудновоспитуемость всегда создается комплексом причин, стечением ряда неблагопри­ятных обстоятельств. Все причины начинают активно взаимодей­ствовать, если совершаются педагогические ошибки. Внешние от­рицательные факторы действуют на психику ребенка, создавая предпосылки внутренних причин негативизма. «Враждебная уста­новка по отношению к внешнему миру,— писал Л. В. Занков,— есть следствие неправильного влияния педагогической среды на процесс развития ребенка»[]. Вот почему важно знать не только воспитанность школьника, но и его отношение к воспитанию, вос­приимчивость к педагогическому процессу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Профилактика суицидов среди несовершеннолетних. Общая профилактика
Основным содержанием общего направления профилактической работы является ослабление и по возможности устранение социальных и социально психологических причин и условий, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения подростков, сохранению суицидогенной обстановки в учреждениях пенитенциарной системы. ...

Теории агрессии в психологии
В современной психологии не существует общепринятой теории агрессии. Рассмотрим наиболее фундаментальные и детально проработанные концепции. Старейшая из них – инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), рассматривающая агрессивное поведение как врожденное. (2) Взгляды Фрейда на агрессию претерпевали значительные изменения ...

Процесс познания в теории Декарта
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного ...