Информация » Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте » Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей

Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей
Страница 3

В этот период родителями и педагогами чаще всего наруша­ется правило соответствия воспитательных мер возрастным, по­ловым и индивидуальным особенностям школьников. Это вызыва­ет у них сопротивление, отрицательную реакцию. В пер­вую очередь изменяется сфера сознания и самосознания. Отноше­ние к миру строится на развитом логическом мышлении, повы­шенной критичности. Познание окружающей действительности тесно связано с самопознанием. Так создаётся предпосылка для активной познавательной деятельности и перехода воспитания в самовоспитание. Но если это не учитывается в воспитании, позна­вательные интересы угасают, проявляется безответственность, возникают нежелание преодолевать трудности, стремление к праздному образу жизни.

У подростков возрастает двигательная активность, вызванная развитием тела, ростом мускулатуры, качественным изменением функций двигательного анализатора. Если в этот период обуче­ние не связано с практическими видами деятельности, не форми­руются мотивы значимости трудовой и спортивной деятельности детей, то неизбежны нарушения дисциплины и даже стихийное, неразумное применение грубой физической силы, т. е. происходит искажение активности. Отклонения в поведении выступают как. клапан, через который выходит возрастная мышечная энергия подростков, неспособных к саморегуляции, к управлению собой.

Следовательно, если возрастные особенности учитываются в воспитательном процессе, они становятся значимыми внутренними.

Отрицательные свойства возникают также на основе неправиль­ного отношения к деятельности. Если ребенок не привык к само­обслуживанию, не помогает родителям, он выглядит смешным и беспомощным в любой работе. И тогда возникает желание избе­жать той деятельности, в которой что-то не получается. Так пас­сивность перерастает в лень.

Проявившийся негативизм, неизбежно возникающие конфлик­ты со сверстниками постепенно изменяют к худшему статус под­ростка. Подросток не может быть коллективистом, если у него разрушается умение подчинять личное общественному, исчезает ответственность за себя и товарищей перед коллективом и др.

Неудачи, ошибки в деятельности, неадекватность поведения внутренним побуждениям в течение длительного времени порож­дают отрицательный опыт, который усугубляет личностные недо­статки. Так, факт недисциплинированного поведения на ряде уро­ков формирует непослушание как личностный недостаток. А если это закрепляется в дальнейшем опыте (удаление с уроков, уход из школы, прогулы), то непослушание превращается в недисцип­линированность как отрицательное свойство. Негативные пережи­вания, возникающие при неудачах, неуспехе, отрицательный опыт поведения (например, списывание, уход с уроков), соединяясь, рождают отрицательное свойство. Например, из пассивности мо­гут возникнуть личностные недостатки: равнодушие, работа под постоянным нажимом со стороны. Так, постепенно складывается личность трудного воспитанника. Причем, поступки подростка оп­ределяются доминирующей отрицательной чертой характера, ко­торая подчиняет себе остальные качества, в том числе и положи­тельные. Подросток в такой ситуации стремится уйти от требо­ваний, выполнение которых требует от него уже значительных усилий. В то же время он старается найти, создать такое окруже­ние, в котором бы его эгоизм, недисциплинированность и т. п. могли вызвать поддержку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологическая характеристика выде­ленных типов
Для содержательной психологической характеристики выде­ленных типов нами использовался ряд методик исследования ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сферы, а также некоторых других личностных особенностей. Система лич­ностных смыслов исследовалась с использованием теста смысложизненных ориентации (СЖО), созданного Д. А. Леон ...

Понятие рефлексии у Д. Локка
Представление о рефлексии дает философия, которая объясняет данный феномен в общем плане как "принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок"2. Считается, что первым понятие рефлексии в философию ввел Джон Локк. Он рассматривал рефлексию прежде всего с точки зрения индивидуально ...

Понятие депрессии и агрессии. Депрессия. Симптомы депрессии
«Депрессия - аффективное состояние, характеризуемое отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность рез ...