Деятельность педагога весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому очень важно учитывать специфику любого школьного возраста.
Поведение - один из важнейших факторов, связывающих ребенка с окружающим миром, оказывающих влияние на направленность личности. Именно в поведении выражаются ценностные ориентации детей (нравственные, этические и др.), их взгляды, убеждения, интересы, склонности. Актуальную педагогическую задачу представляет собой выявление тех форм поведения ребенка, в которых выражены отклонения от общепринятых норм и даже зачатки этих отклонений. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие тенденции развития личности за ними скрываются. Поступок ребенка всегда обнаруживает то, что происходит в его сознании и что зачастую остается скрытым от взрослых. Речь идет о внутренних психических процессах, которые являются основой формирующихся социальных, нравственных качеств.
Таким образом, с одной стороны, поведение - это признак зарождения и развития соответствующих нравственных качеств, а с другой - проводник воспитательного воздействия на ребенка. Важно помнить о необходимости распознавать за внешними особенностями поведения причины, их вызывающие. И только после этого принимать решения по поводу тех или иных поступков детей.
Когда 6-7-летний ребенок приходит в школу, наступает самый сложный и интересный этап его жизни. Начинает действовать внешний контроль со стороны взрослых и сверстников. Теперь ему приходится изменить свое реальное поведение, подчинить его нормам. Наступает момент, когда словесное и реальное поведение совпадают. За этим непростым явлением стоят два типа мотивации:
- мотивы, вызванные к жизни внешним контролем (например, основанные на страхе наказания или на стремлении к поощрению);
- мотивы, проявляемые бескорыстным общением близких взрослых, их любовью, добротой. При ощущении ее, у ребенка возникает нравственная самооценка, изменяется отношение к самому себе, появляются зачатки новых, бескорыстных, «внутренних» мотивов поведения.
Таким образом, ребенок переходит от подчинения лишь внешнему контролю к подчинению самому себе, своей совести.
Одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике младшего школьника.
В психическом плане подростковый возраст - период становления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского образа жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ребенка возникает потребность в знаниях общих признаков устройства мира, места человека в этом мире. Основной задачей подростка является усвоение нравственных ценностей, усвоение норм человеческих взаимоотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобретаются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе.
Динамика ценностных ориентации в процессах личностного
развития
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты развития системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же время, что различные условия или механизмы, определяющие сущность определяет стадии ценностного развития, могут (пусть и в меньшей степени) проявляться и на других эт ...
Динамическая теория личности К. Левина
Левиным теории мотивации стали представления Аха о том, что сознание детерминировано двояко: процессом ассоциации и волей. Он рассматривал их как отдельные тенденции. Левин показал, что детерминирующая тенденция, называемая им квазипотребностью, не является частным случаем, а, наоборот, является динамической предпосылкой любого поведени ...
Общая теория систем и семейная психотерапия
Специалисты по семейной психотерапии в своей практической работе должны руководствоваться определенной системой теоретических представлегний, позволяющих разобраться в особенностях поведения отдельного человека, взаимоотношениях членов семьи, а также представителей иных социальных групп. Ни одна отдельно взятая теория этого сделать не п ...