Коэффициент ранговой корреляции Спирмена - это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента (Приложение Б).
Коэффициент ранговой корреляции целесообразно применять при наличии небольшого количества наблюдений. Данный метод может быть использован не только для количественно выраженных данных, но также и в случаях, когда регистрируемые значения определяются описательными признаками различной интенсивности.
Применение коэффициента корреляции рангов Спирмена (rs) позволило оценить взаимосвязь между личностными особенностями и основными групповыми тенденциями субкультур.
Итак, найдем коэффициент ранговой корреляции Спирмена между результатами по тесту Кеттела среди представителей молодежных субкультур(1). Попытаемся определить, насколько индивидуальный профиль личности одной субкультуры (в данном случае субкультуры готов) коррелирует с каждым профилем представленных субкультур.
Расчет корреляции производится по формуле
, (1)
где d – разность между рангами;
Ta, Tb – поправки на одинаковые ранги;
N = n – количество человек.
Представим имеющиеся данные в виде таблицы и найдем разность между рангами (d), для чего проранжируем значения по факторам методики Кеттела между субкультурой готов и индивидуальным профилем личности, состоящей в этой субкультуре.
Таблица 5
Факторы |
Результаты профиля субкультуры: Готы (стены) |
Результаты индивидуального профиля (стены) |
Готы (ранги) |
Индивидуальный профиль (ранги) |
d |
d2 |
A |
3 |
1 |
1,5 |
2 |
-0,5 |
0,25 |
B |
8 |
7 |
19 |
14,5 |
4,5 |
20,25 |
C |
5 |
2 |
6 |
4 |
2 |
4 |
E |
6 |
3 |
12 |
5,5 |
6,5 |
42,25 |
F |
5 |
4 |
6 |
7,5 |
-1,5 |
2,25 |
G |
5 |
1 |
6 |
2 |
4 |
16 |
H |
6 |
5 |
12 |
10 |
2 |
4 |
I |
7 |
6 |
15,5 |
12,5 |
3 |
9 |
L |
8 |
9 |
19 |
19,5 |
-0,5 |
0,25 |
M |
8 |
8 |
19 |
17 |
2 |
4 |
N |
6 |
8 |
12 |
17 |
-5 |
25 |
O |
8 |
10 |
19 |
21 |
-2 |
4 |
Q1 |
7 |
7 |
15,5 |
14,5 |
1 |
1 |
Q2 |
6 |
8 |
12 |
17 |
-5 |
25 |
Q3 |
5 |
4 |
6 |
7,5 |
-1,5 |
2,25 |
Q4 |
6 |
5 |
12 |
10 |
2 |
4 |
MD |
3 |
1 |
1,5 |
2 |
-0,5 |
0,25 |
F1 |
5 |
5 |
6 |
10 |
-4 |
16 |
F2 |
5 |
3 |
6 |
5,5 |
0,5 |
0,25 |
F3 |
5 |
6 |
6 |
12,5 |
-6,5 |
42,25 |
F4 |
8 |
9 |
19 |
19,5 |
-0,5 |
0,25 |
Сумма |
231 |
231 |
0 |
222,5 |
Агрессия. Типы агрессии
Агрессия
(по Р. Бэрону)– любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Классификация агрессии
(по А. Бассу):
1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве);
2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением ...
Общие понятия стресса. Понятие стресса
Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказывают ...
Девиантное поведение детей и подростков
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развити ...