На первом этапе исследования были проведены две методики для выявления существующего положения. Рассмотрим полученные результаты.
Наиболее доступными сферами в среде исследуемой группы являются: приятное времяпрепровождение, отдых; познание нового в мире, природе, человеке; помощь и милосердие к другим людям. Менее доступны: признание людей и влияние на окружающих; достижение позитивных изменений в обществе; забота о своём здоровье.
1 – здоровье
2-общение
3 – высокий статус
4 – семья
5 – общественная активность
6 – познание
7 – помощь и милосердие
8 – материальные блага
9 –образование
10 – вера в Бога
11 – отдых
12 – самореализация
13 – прекрасное
14 – любовь
15 – признание
16 – учёба
17 – свобода.
Как отмечалось ранее, о наличии конфликта в системе ценностей человека говорят в том случае, когда значимость некоторой сферы опережает ее доступность на 8 и более баллов. В результате индивидуальной диагностики ценностей было выявлено, что самой конфликтогенной сферой жизнедеятельности является «любовь»: 40%. 33 % испытуемых имеют конфликты в области «учёба», 27% — «свобода как независимость в поступках и действиях» и 27 % — «полная самореализация».
Часть обследованных (20 %) имеют внутриличностные конфликты в каждой из следующих областей: «общение», «дружба», «материальное благосостояние», «учёба, получение знаний». Совсем незначительная часть испытуемых характеризуется наличием конфликтных зон в таких областях жизнедеятельности: «приятное времяпрепровождение, отдых» (13%), «признание людей и влияние на окружающих» (13 %), «здоровье» (7%), «активность для достижения позитивных изменений в обществе» (7 %), «поиск и наслаждение прекрасным» (7%). Конфликт в системе ценностей отсутствует в таких областях, которые характеризуются не очень высокой доступностью, но и значимыми также не являются: «познание нового в мире, природе, человеке», «вера в Бога» и «помощь и милосердие к другим людям».С помощью однофакторного дисперсионного анализа было установлено единственное различие в ценностном отношении к сфере «признание и уважение людей, влияние на окружающих». Так, ранговое место этой ценности «по значимости» достоверно выше у девочек.
Материалы исследования достоверно указывают, что чаще всего внутриличностные вакуумы наблюдаются в сфере «учёба». Примерно треть детей (27 %) считают данную сферу жизнедеятельности вполне для себя доступной на фоне ее не очень большой субъективной значимости. У 20 % наблюдается расхождение в восемь и более баллов между доступностью и значимостью следующих жизненных ценностей: «материальное благосостояние», «приятное времяпрепровождение, отдых» и «вера в Бога». Отсутствует внутренний вакуум лишь в одной сфере — «здоровье». Во всех остальных областях жизнедеятельности можно констатировать наличие внутренних вакуумов у 13 % испытуемых — в сферах «достижение позитивных изменений в обществе», «помощь и милосердие к другим людям», «поиск и наслаждение прекрасным», «свобода как независимость в поступках и действиях», у 7 % испытуемых — в сферах «общение», «высокий социальный статус и управление людьми», «дружба», «познание нового в мире, природе, человеке», «полная самореализация «любовь», «признание людей и влияние на окружающих», «интересная работа». Ценности, вошедшие в блок 2, который назван «Духовность», имеют следующие рейтинги: «вера в Бога» (14-й рейтинг «по значимости», 9-й — «по доступности»), «полная самореализация» 2-й рейтинг «по значимости», 11-й — «по доступности»), «поиск и наслаждение прекрасным» (11-й рейтинг «по значимости», 5-й — «по доступности»), «свобода как независимость в поступках и действиях» (4-й рейтинг «по значимости», 6-й — «по доступности»). Блок 3, содержащий ценности так называемого двойственного характера, высшие проявления которых характеризуют гуманность отношений, назван «Альтруизм + духовность». Блок включает в себя такие ценности, как «общение» (10-й рейтинг «по значимости», 4-й — «по доступности»), «дружба» (6-й рейтинг «по значимости», 10-й — «по доступности»), «любовь» (1-й рейтинг «по значимости», 7-й — «по доступности»). В данном случае выделяется довольно низкий рейтинг сферы «общение». Видимо, это типичная особенность именно рассматриваемой группы ребят. Характеризующееся как вполне доступное, «общение» занимает «по значимости» невысокое ранговое место. Данное обстоятельство можно объяснить индивидуальными особенностями испытуемых, у которых отмечены сложности во взаимоотношениях, как с взрослыми, так и со сверстниками.
По результатам данной методики выявилось следующее. Рассмотрим показатели по когнитивным копинг-стратегиям социально - психологической адаптации (таблица 1).
Таблица 1
Когнитивные копинг-стратегии социально - психологической адаптации (%) учащихся младших классов
Когнитивные |
З «А» |
З «Б» |
Общий результат |
Игнорирование |
33 |
12 |
22,5 |
Смирение |
55 |
6 |
30,5 |
Диссимуляция |
17 |
17 |
17 |
Сохранение самообладания |
25 |
11 |
18 |
Проблемный анализ |
6 |
6 |
6 |
Относительность |
24 |
0 |
12 |
Религиозность |
45 |
6 |
25,5 |
Растерянность |
6 |
23 |
14,5 |
Придача смысла |
12 |
68 |
40 |
Установка собственной ценности |
67 |
23 |
45 |
Психологический климат группы.
Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.
Социально-психологический климат группы – это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слаг ...
Классификация типов темперамента (в основе – характерные психологические
особенности ):
1. Сангвиник
- живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
2. Холерик
– быстрый, порывистый, страстный, неуравновешенный, склонный к бурным, эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
3. Флегматик
– медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроен ...
Анализ и интерпретация данных.
Базой для исследования была выбрана средняя общеобразовательная школа 1-3 ступеней №67 г. Луганска (5А, 9А).
При оценке метода «Незаконченные предложения» (таблица №1) выявилось, что у большинства детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и получения профессии, однако хотят работать и получать мног ...