Из табл. 3 следует, что в поведении детей из 3 «А» в основном наблюдаются такие стратегии, как «сотрудничество» - 45% и «обращение» - 68%. У детей из З «Б» в основном следующие – «Компенсация» - 68% и «Отступление» - 34%.
Различия между ними достаточно существенны. Так, большинство детей из 3 «А» склонны к агрессии (58%) и оптимизму, но только с учётом помощи окружающих их людей (по 58%). Меньше всего они склонны к подавлению эмоций, что присуще больше всего ученикам З «Б» (0, 68% - соответственно). При этом у них преобладает также, как и у детей из 3 «А, проявление агрессии (58%).
Таким образом, большинство представителей данной группы в процессе столкновения с проблемами склонны проявлять агрессию, при этом решение проблемы напрямую связано с активностью окружения данных детей, а не их самих.
Можно заключить, что большинство детей младшего школьного возраста склонны к компенсации возникшей проблемы (63%), при этом, достаточно многие ищут поддержку от других, обращаясь к ним за помощью (45%). Никто из испытуемых не склонен к конструктивной активности в проблемной ситуации, хотя это наиболее эффективный способ отвлечься, при этом самосовершенствоваться и выкроить время на то, чтобы стать более счастливым.
Дети из 3 «А» больше всего склонны к компенсации и обращению (58% и 68% - соответственно), при этом практически половина из них стремится к сотрудничеству, то есть поиск и общение со значимыми людьми, чаще со значимыми взрослыми с целью их содействия (45%).
Дети же из З «Б» стремясь в своём большинстве к компенсации (68%), находят выход и в отступлении (34%). То есть они склонны к уходу от проблемы, а не к её решению.
Можно сделать вывод, что дети младшего школьного возраста склонны усугублять конфликтные ситуации и не способны продуктивно и эффективно действовать в ситуациях, когда необходимо проявлять самообладание и спокойствие. Так, 45% детей не могут справиться с трудностями своевременно, для этого им необходимо время и поддержка окружающих их людей. 40% детей считают, что, решая проблемы значительно позже, можно тщательно обдумать все действия, при этом это даёт возможность совершенствоваться и решать проблемы более эффективно, чем это, возможно, сделать в спешке. При этом многие дети не отрицают тот факт, что многие проблемы остаются так и не решёнными, в силу того, что прошло время и преодолевать какие-либо трудности нет особой необходимости.
Рассмотрим результаты по группам.
По 1 вопросу: «В какой период учебного времени Вы обычно испытываете наибольший подъём физических и душевных сил?» были получены следующие ответы.
Таблица 4
Период душевного подъёма физических и душевных сил (%)
Представители |
Период душевного подъёма физических и душевных сил | |||
В начале учебного дня |
В середине учебного времени |
В конце учебного дня |
Другое | |
З «Б» |
70% |
30% |
0 |
0 |
3 «А» |
40% |
10% |
50% |
0 |
Так период душевного подъёма физических и душевных сил у детей из З «А» в основном в конце учебного дня – 50%, а у детей из З «Б» – в начале учебного дня – 70%.
Можно заключить, что основной подъём жизненных сил у детей из З «Б» приходится на начало дня, а у детей из 3 «А» на конец дня.
Рассмотрим полученные данные по следующему вопросу: «При возникновении напряжённой, проблемной ситуации Ваши состояния больше подвержены личностными особенностями (то есть проявляются личностные черты) или всё зависит от самой ситуации?»
Так, у той и другой группы возникают в основном состояния зависимые от роли личности и в возникновении ситуации (у З «Б» – 90%, у З «А» – 82%).
На следующий вопрос «В каких психических состояниях Вы находитесь в большей степени в школе?» ответ распределился равномерно на все ответы.
Практически 25% всех респондентов отметили интеллектуальные, 30% волевые, 20% эмоциональные и остальные 25% - состояния, в зависимости от доминирующих компонентов.
Практически у всех они носят поверхностный характер, при этом у З «А» наибольший пик приходится на первую половину дня, у З «Б» – на вторую половину учебного дня.
Рассмотрим результаты на следующий вопрос: «Ваши психические состояния зависят от времени протекания?» (рис. 1)
|
Метод факторного анализа ценностных ориентации
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется на весь набор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все принадлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечал ...
Проблема происхождения человеческого мышления в работах Л. Леви-Брюлля
Леви-Брюль приобрел широкую известность исследованиями первобытного мышления, основанными на огромном этнографическом материале, касающемся народов Африки, Австралии и Океании. В работах "Мышление первобытных людей" (1910, русский перевод под названием "Первобытное мышление", М., 1930), "Первобытная душа" ( ...
Понятие установки
В 1920-е гг., происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе - понятия установки. Это понятие подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению.
Установка не только определяет отношение человека к какому-либо событию, мнению, лицу, но и показывает, в как ...